Школьная программа Эльконина Давыдова: принципы и отзывы родителей и учителей

Информация

Цель программы Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В.

Несмотря на то, что программа Эльконина и Давыдова была разработана более 50 лет назад, она считается инновационной и относится к развивающему типу обучения. В 1996 году её был присвоен статус государственной. Целью программы является стимулирование у детей желания личностного роста и выработки способов самостоятельной оценки себя.

В процессе обучения у них, вместе с формированием познавательной самостоятельности, происходит развитие данных от природы способностей. Программа Эльконина и Давыдова позволяет сформировать у ребенка в процессе обучения устойчивые нравственные убеждения и активную жизненную позицию.

В 1958 году Эльконин создал экспериментальную исследовательскую лабораторию, получившую название «Психология младшего школьника». В 1976 она получила заказ на разработку новой системы начального школьного образования, которая была запущена в действие в 1991 года.

Через 3 года после внедрения новой системы обучения в школьную практику, Давыдов занялся её тиражированием в педагогической среде. В 1998 году разработчики программы обучения были награждены Государственной премией в области педагогики.

Родителям трудно разобраться в системе обучения Эльконина-Давыдова. Рекомендуется до начала школьного обучения отправить детей на специальные подготовительные курсы.

Остались вопросы или хотите поделится своим отзывом о программе? Обязательно напишите об этом в комментариях.

Авторы программы

Судя по названию, ее авторами являются некто Эльконин и некто Давыдов. А кто же они такие?

Даниил Борисович Эльконин был известным советским психологом. Именно он является автором оригинального направления в  детской психологии. Родился Даниил Борисович в 1904 году, а скончался в 1984.

Эльконин изучал проблемы, касающиеся детской игры, какое-то время работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте и на психологическом факультете МГУ, писал учебники русского языка для детишек Крайнего Севера и защитил диссертацию по теме развития речи младших школьников. Конечно, это не все его заслуги.

Интересно, что за не совсем стандартные взгляды Эльконина собирались репрессировать. Заседание, на котором должны были рассмотреть его «поведение» было назначено на 5 марта 1953 года. Но в этот день умер Сталин, и заседание сначала отложили, а потом и вовсе отменили.

Василий Васильевич Давыдов – это тоже знаменитый советский психолог и педагог. Родился в 1930 году, скончался в 1998.

Он являлся академиком и вице-президентом Российской Академии образования, доктором психологических наук, профессором и учеником Д.Б. Эльконина, с которым не только работал, но и дружил до самых последних дней. Многие работы Давыдова были также посвящены развивающему обучению, и даже одна из экспериментальных московских школ № 91 применяла на практике его теоретические разработки.

Василий Васильевич неоднократно очень резко высказывался по поводу традиционной системы обучения школьников. Это, а также издание в 1981 году книги «Философско-психологические проблемы развития образования» привело к тому, что Давыдова исключили из партии, сняли с должности директора института педагогической психологии и запретили работать в школе № 91. Однако уже 1986 году он был награжден премией Ушинского за достижения в педагогике, восстановлен в партии и должности.

В настоящее время данная система обучения применяется в российских школах. В чем же ее необычность?

Даниил Эльконин и Василий Давыдов советские учёные. Эльконин является член-корреспондент Академии психологических наук. Он считается автором теории изучения детства. В 1978 году была издана его монография «Психология игры». До настоящего времени она является основой детской психологии и педагогики.

Эльконин Даниил Борисович
Эльконин Даниил Борисович

Василий Давыдов является учеником Эльконина. Советский педагог был Вице-президентом АПН СССР. Им был придуман термин «развивающее обучение», созданы учебные и методические пособия по различным школьным предметам.

Давыдов Василий Васильевич
Давыдов Василий Васильевич

Основные принципы программы

В системе выделяют 5 основных принципов:

  • Методика направлена на объединение класса на совместное формирование целей и задач обучения.
  • Учащимся не выставляются оценки. Они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.
  • Для каждой возрастной группы школьников подбирается своя методика обучения. Это повышает эффективность усвоения учебного материала.
  • Перечень предметных дисциплин формируется исходя из поставленных целей образовательного процесса.
  • Между педагогом и классом существует отличный от традиционного способ взаимодействия.

Обучение и воспитание в системе Эльконина-Давыдова являются взаимосвязанными процессами.

Оценивание без оценок

Детки «эльконинцы» не получают оценок. Они ходят в школу не за пятерками, а за знаниями. У них даже дневников нет. Лично у меня возникает вполне нормальный вопрос, как понять усвоил ребенок хоть что-нибудь или совсем нет? Как оценить знания? Как оценить прогресс? Оказывается, можно обойтись и без привычной нам всем пятибалльной системы.

На уроках используется оценочная шкала или оценочная линейка. Выглядит она как палочка с крестиком.

Такая шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. А кто же ставит крестики? Думаете учитель? Не угадали. Свои знания ученики оценивают самостоятельно!

  • правильность выполнения задания;
  • аккуратность выполнения;
  • красота;
  • точность и т.п.

Причем, им не говорят: «Ребята, вот вам критерии, по которым вы будете себя оценивать!» Детям эти критерии необходимо изобрести, то есть сначала подумать, потом сформулировать, затем выбрать, объяснить почему и потом уже оценить себя. Так происходит в 1 классе. А во 2 и 3 классе они уже самостоятельно подбирают себе критерии для оценки работы.

Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог  также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.

Ну хорошо, учителя в этих крестиках разбираются, ученики тоже понимают что к чему. А что делать бедным родителям, которые точно знают, что пятерка – это классно, тройка – сойдет, а двойка – повод для серьезного разговора с сыном или дочкой? Как им контролировать процесс? Для этого учитель дает рекомендации родителям и представляет им портфолио ребенка, где собраны его творческие работы. Это портфолио и заменяет дневник.

А теперь давайте представим себе такую ситуацию, учится ребенок по Эльконину Давыдову, крестики ставит. Так проходит 4 года и вдруг случается что-то, что заставляет родителей перевести его в другую школу. А в новой школе по этой развивающей системе не обучают детей. И приходится ребенку учиться по простой классической программе. Что будет? Будет трудно.

Ну а раз уж речь зашла про минусы, то давайте и другие сразу рассмотрим.

Особенности программы и УМК

Входящие в программу обучения Эльконина-Давыдова учебники включены в федеральный перечень. Согласно приказу №253 от 31.03.2014 г., они могут использоваться для ведения образовательного процесса в аккредитованных учебных заведениях, относящихся к начальной школе.

Школьная программа Эльконина Давыдова: принципы и отзывы родителей и учителей

УМК системы выпускается издательством «Вита-Пресс». В него входят завершённые предметные линии учебной литературы:

  1. «Букварь» авторов: Репкина В.В, Восторговой Е.В. и Левина В.А.; «Русский язык» авторов: Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В.
  2. «Русский язык» авторов: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
  3. «Литературное чтение» автора Матвеевой Е.И.
  4. «Математика» Александровой Э.И. и учебник авторов: Давыдова В.В., Горбова С.Ф., Микулиной Г.Г. и О.В. Савельевой.
  5. «Окружающий мир» авторов: Чудиновой Е.В. и Букваревой Е.Н.
УМК Эльконина Давыдова
УМК системы Эльконина Давыдова

Все учебники имеют электронную версию и имеют рабочие тетради, а также методические пособия.

Плюсы и минусы программы

Система Эльконина-Давыдова широко применяется в начальных школах. К достоинствам программы относят:

  • Высокую эффективность развития и личностного роста ребёнка в процессе обучения.
  • В ходе освоения образовательной программы у детей усвоение теоретических знаний совмещается с развитием логического мышления и раскрытием творческого потенциала.
  • Навыки анализа и полученная в процессе обучения информация способствуют развитию масштабного мышления.

К недостаткам программы относят страх родителей перед адаптацией детей, обучавшихся по традиционной системе, при переходе на новую учебную программу. Пугает их и обучение без выставления ученикам оценок при глубоком изучении предметов.

  1. Очень высокий и сложный уровень преподаваемых предметов. Например, в первом классе дети уже изучают принципы строения языка и разбирают вопросы о происхождении чисел… Конечно, знание таких глубоких основ поможет лучше усваивать правила, но вот нужно ли это детям в таком возрасте? Вопрос спорный.
  2. Полное несоответствие программы Эльконина Давыдова классическим системам обучения. Так что если вы уж отдали ребенка в такой развивающий класс, то постарайтесь сделать так, чтобы он и учился по данной системе вплоть до окончания школы. Ну или хотя бы класса до седьмого. Иначе ребенку будет ну очень сложно перестроиться.
  3. Детишки очень много работают в группах по 5 – 7 человек. Проводят различные исследования, обсуждают с учителем к каким выводам они пришли, а потом делают общий вывод. Нет, это не плохо. Но такой подход к обучению применяется практически во всех программах на сегодняшний день.

Было бы несправедливо о минусах сказать, а о плюсах не упомянуть. Итак, поговорим о хорошем.

Плюсы и минусы программы

Многие плюсы вытекают как раз из минусов:

  1. Школьники, обучающиеся по системе Эльконина Давыдова, имеют очень глубокие знания. Они, например, точно знают, почему получится 42, если 6 умножить на 7. В то время, как большинство детей, обучающихся по традиционным программам, считают, что будет именно 42 потому, что так написано в таблице умножения.
  2. Ребята не получают оценок, значит и не стремятся к ним. Они стремятся к получению знаний, они учатся их добывать, обрабатывать информацию, отсеивать ненужное и вычленять важное. Они стремятся подняться на уровень выше, а потом еще и еще. У них высокая мотивация к учебе. Соответственно и учиться им интересно.у-мальчика-интерес-к-учебе
  3. Огромное внимание уделяется логическому мышлению и теоретическим знаниям.
  4. Дети умеют нестандартно мыслить, докапываться до сути проблемы или задачи, анализировать. Их мышление существенно отличается от мышления детей, «идущих» по «традиционке».
  5. При оценке работы ученика оценивается не общий и целый результат, а каждое его отдельное усилие. Допустим не смог решить пример правильно, но написал чисто и аккуратно? Значит, крестик поднимется немного выше по оценочной линейке. И это подстегивает ученика обращать внимание на все аспекты выполнения задания.

Правда, только при одном условии, которое актуально для любой программы школьного обучения. Учитель должен точно понимать, что и зачем он делает. В общем, опять все упирается в учителя. А так как рассмотреть всех учителей работающих по этой развивающей системе возможным не представляется, то предлагаю рассмотреть повнимательней те методы и приемы обучения, которые они применяют (ну или должны применять) в своей работе.

Методы и приемы обучения

Они довольно интересны:

  • Во время урока учитель может ошибаться, намеренно, конечно. Это называется задания-ловушки. Если в традиционных программах дети должны верить учителю беспрекословно, потому как то, что он говорит – всегда верно. То здесь – это не так. Безоговорочно ребенок верить учителю не может, любая информация будет считаться правильной, если только ты сам в этом убедился и все проверил лично. Так же такие ловушки привлекают внимание учеников.
  • Еще одна задача учителя — сделать так, чтобы ребенок на уроке чувствовал себя свободно и раскованно. Ведь только в таких «свободных» условиях может по полной проявиться полет мысли, творчества и фантазии.
  • На уроках часто применяются разного рода игры: дидактические, ролевые, сюжетные, деловые и т.п. Для детей раннего школьного возраста именно игра является самой подходящей средой для развития творческих и других способностей.дидактическая-игра-на-уроке
  • Каждый урок имеет свою сюжетную линию. Это как небольшой спектакль, очень яркий и интересный.
  • Для развития мышления применяется предметно-практическая деятельность. Это различные исследования, проведение опытов, измерений. Работа идет и в группах, и индивидуально.
  • Ну а основной задачей начального уровня образования по системе Эльконина Давыдова является пробуждение в ученике потребности учиться. Есть потребность кушать или пить? Есть! Вот также сильно ребенок должен стремиться к получению знаний и самосовершенствованию. В начальной школе такая потребность формируется, как и способность к самоизменению. А уже в более старших классах эта способность совершенствуется и реализуется.

Все это звучит очень даже неплохо, согласны? Но картина будет неполной без отзывов, как родителей, так и учителей.

Отзывы родителей и учителей

По отзывам родителей, которые можно найти в интернете, система обучения Эльконина-Давыдова сложнее общеобразовательной программы. Она позволяет эффективно раскрывать потенциал ребёнка. Неоднозначное отношение к программе можно услышать от педагогов. При множестве плюсов системы обучения, одним не нравится в ней курс математики, а других отсутствии преемственности с программой «Школа России».

Учителя думают по-разному. Некоторые хвалят программу, говорят, что она содержит специальный механизм развития, который очень пригодится в старших классах. Так же многие думают, что особо развитым деткам такая система необходима.

Очень хвалят русский язык, литературное чтение, окружающий мир. А вот о математике Александровой мнения не очень благоприятные, говорят, что уж слишком все сложно. В качестве еще одного минуса рассматривают отсутствие преемственности со средним звеном образовательного процесса.

Мнения родителей прочувствовавших все прелести программы на собственной… на собственном опыте также разделились.

Некоторые ее хвалят, называют самой лучшей из имеющихся. Говорят, что она действительно развивает логическое мышление детей. Главное, чтобы детям хватило сил с ней справиться и чтобы учитель был грамотным специалистом.

Другие программой недовольны, особенно русским языком. Там есть проблемы с терминологией, которую родителям, учившимся по старым СССР-овским стандартам, понять практически невозможно. А это затрудняет родительское участие в процессе подготовки уроков. Также негативные отзывы имеются и про окружающий мир, который без интернета понять невозможно. Слишком уж сложно.

Также родители указывают на то, что на подготовку уроков по данной программе уходит слишком много времени.

Как видите, единого мнения нет. Сколько людей – столько и мнений, как говорится. А выбирать все равно нам. Хорошо, если такой выбор есть.

В следующем году мой младший сын отправляется в школу в 1 класс. Будет учиться по «Школе России». В нашей школе предлагают обучение по этой программе и еще по «Планете знаний». Мы идем, если честно, не столько на программу, сколько на учителя. Но если бы выбор был шире, то я наверно, выбрала бы для себя программу Занкова. О ней я писала здесь.

А сейчас предлагаю вам посмотреть видео о том, как проходит обычный урок в начальной школе по системе Эльконина Давыдова.

Также вы можете подробнее узнать о программах «Школа 2100» и «Начальная школа XXI века».

Друзья, а по какой программе учатся или только собираются учиться ваши детишки? Расскажете? Жду ваших комментариев.

Желаю вам всяческих успехов!

До новых встреч на страницах блога!

Всегда ваша Евгения Климкович

Оцените статью
Y-Baby.ru